В 334 километрах от Москвы расположен интересный город Кострома. Кострома — город загадочный. Первое поселение в нем датировано археологами почти 1 тысячей лет до нашей эры. Типа финальная «бронза» и начало «железа». А потом жуткий провал. Поселение исчезло. И только в документах конца ХI века, да и то, на каких-то вощеных дощечках, «английские» ученые обнаружили жизнь в костромских лесах.
Для меня Кострома всегда ассоциировалась в Вологдой, Архангельском или Мурманском. Типа где-то на Севере. Однако это не так. Город хоть и выше Москвы по глобусу, но гораздо восточнее. Природа обычная московская, но более правильная. В Костроме летом тепло, а зимой холодно. В Москве чаще бывает все наоборот.
Основание Костромы
Злые языки утверждают, что Кострома была основана финнами и уграми. Может быть так и есть. Место хорошее. Драки за Кострому были не шуточные. Сначала финнам и уграм навалял Юрий Долгорукий. Он приплыл из Ростова Великого на посудинах. Правда, историк В. Н. Татищев считает, что бил Долгорукий каких-то казанских болгар. Где Казань и где болгары, или булгары — не суть. Черт с ними. Где-то еще восточнее…
Потом за Кострому бились все русские князья. Все ребра друг дружке переломали. Дошло даже до того, что католические пшеки приперлись в заповедные леса сеять свою смуту. Что стало с пшеками всем известно — пшик. Известный Иван Сусанин даже запечатлен на городской площади. Автор известен, но создал он забавный монумент. С определенного бока памятник как бы не совсем пригоден для показа несовершеннолетним. Между ног у Сусанина торчит рука, а не ухо.
В конце концов костромичам надоели все эти разборки и они организовали некое подобие крепости. Даже две. Так как деньги были только у попов в те времена, то крепости обозвали монастырями: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. Оно и удобно. Ежели война или бунт народный, или голод случится, то за каменной оградой легче выдержать осаду.
Собственно, из такого казуса и случилась династия Романовых. Удачно отсиделись в монастыре, а затем «шагнули» дальше. Дошли даже до Питера и Москвы.
Сегодня
Кострома городок так себе. Не мал и не велик. Обычная провинция. Но в хорошем смысле слова. Очень тихий, но не патриархальный. Цены в магазинах города московские, а зарплата рыбинская. Зато на городском рынке парная говядина стоит 200 рублей, а свинину отдают фактически за даром. Ребрышки мне просто подарили.
Боулинг есть и ресторанов туча. Но меня озаботил именно монастырь. Туда я во вторую очередь и пошел. После ресторана.
Ипатьевский монастырь
Вход в главный храм Ипатьевского монастыря напоминает все входы в русские храмы. Традиционные колоны, резные узоры и ступеньки. Кстати, вход в монастырь бесплатный. Если хочется тупо помолиться. А вот если требуется более углубленное познание и проход в музеи, то выложи 100 рублей. А если иностранец, то и все 150… Таковы реалии импортозамещения по-русски. Гордость распирает.
Зачем это придумано, я не знаю. Но так во всех музеях Роиссии. Блть, в Швеции такой дискриминации нет. И в Финляндии нет. И нигде нет. А у нас есть.
Еще в наших храмах нельзя фотографировать. Прям напасть какая-то. Что случится с многовековым собором, если я на кнопку смартфона нажму? Не знаю.
Но местные бабки-приживалки попов ревностно следят за доморощенными папарациями.
На любой щелчок затвора фотокамеры слетаются горгонами, аки ведьмы.
Пришлось фотографировать украдкой. Без резкости. Чувствовал себя в храме не желанным гостем, который мзду в копилку церковную положил, а иудой фотокамерным.
Тут я несколько приврал. В церквях можно фотографировать. Но за отдельную мзду. Сколько эта мзда стоит я не знаю. Для ипатьевских музеев всего 100 рублей. Но я считаю, что попам и так хватает лица на семгу в постные дни и на свинину в скоромные. Таких жирных попов как в России я больше нигде не виделю. Вот типичный пример. Идет восстановление фресок. Работают обычные миряне. Работники культуры и алебастра.
Но бабка-бобриха-повариха не дала сфотографировать процесс. Ударила под руку. Смазала кадр. Жалко, что нет закона гнать этих старух из храмов сраной метлой. Они только всю жизнь портят. Ведьмы. Как их в церкви на работу берут? Обычно ведьмы только в избушках на курьих ножках иванов-молодцов на сковородках жарят. В прямом смысле. А тут нате! Сидят в церквях и свои козни строят.
Гробница Ипатьевского монастыря. Чем-то напоминает католические захоронения Тарагоны. Только в Испании можно узнать кто конкретно лежит под камнем. В Ипатии все гораздо сложнее. «Подпися» к могильным камням есть, но их не прочесть. Вернее не понять.
Прочитать из-за плохого освещения трудно. Сфотографировать из-за стекла не возможно. Бывают, конечно, фильтры. Но стало лень их прикручивать. Даже не хотелось заморачиваться. Мне удалось прочитать, что есть какие-то захоронения 1300 года. Первым был захоронен татарский мурза Захарий. Он же Чет. Потом его сын Александр. И многия другие. Последними были захоронены родители Бориса Годунова.
Сам же царь упокоился на задворках Троице-Сергиевской Лавры. Похоронили царя Бориса как собаку. Под храмом. Даже внутрь алтаря не внесли. Так и лежит бедняга под дождем и сыростью.